Preview

Трансплантология

Расширенный поиск
Том 13, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.23873/2074-0506-2021-13-1

ОТ РЕДАКЦИИ 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ 

10-24 637
Аннотация

Актуальность. В настоящее время транспортировка печени посмертных доноров на большие расстояния для многих отечественных центров трансплантации не является рутинной практикой, поэтому научный анализ имеющихся наблюдений представляется актуальной задачей.
Цель – оценить влияние транспортировки донорской печени на большие расстояния на время холодовой ишемии, начальную функцию трансплантатов, непосредственные и отдаленные результаты операций.
Материал и методы. В ретроспективное одноцентровое исследование включены данные об особенностях и результатах 72 последовательно выполненных трансплантаций печени посмертного донора. Наблюдения разделены на две группы в зависимости от длительности холодовой ишемии трансплантата: группа 1 – менее 9 ч (n = 41) и группа 2 – 9 ч и более (n = 31). Между группами сравнивали параметры транспортировки донорских органов, характеристики доноров и реципиентов, особенности операций и раннего послеоперационного периода, непосредственные и отдаленные результаты трансплантаций. На всей выборке наблюдений определяли взаимосвязь между расстоянием от донорского стационара до центра трансплантации, способом и временем транспортировки, продолжительностью холодовой ишемии.
Результаты. Печень донора доставляли из стационаров, удаленных от центра трансплантации на 40–3500 км, в том числе в 67% наблюдений с использованием регулярных авиарейсов. Время транспортировки варьировало от 1 до 8 ч (медиана – 3,5 ч), что составляло 41% (интерквартильный размах: 35–54%) от длительности холодовой ишемии.
Характеристики доноров, реципиентов и операций статистически значимо не отличались между группами. При этом в группе 1 медиана расстояния составила 509 км (интерквартильный размах 130–1321 км), в группе 2 – 1321 (интерквартильный размах 897–3441 км), p< 0,001, время транспортировки: 3,5 ч (интерквартильный размах 2,5–4,7 ч) и 3,5 ч (интерквартильный размах 3,3–7,0 ч), p = 0,022, длительность холодовой ишемии: 8 ч (интерквартильный размах 7–9,5 ч) и 10 ч (интерквартильный размах 9–10,5 ч), p < 0,001 соответственно, статистически значимо во всех случаях.
Несмотря на тенденцию к увеличению частоты ранней дисфункции трансплантатов (группа 1 – 6/41; группа 2 – 9/31, p = 0,155), первично-нефункционирующих трансплантатов (группа 1 – 1/41; группа 2 – 3/31, p = 0,308), а также утраты трансплантатов в течение первых 6 нед (группа 1 – 4/41; группа 2 – 7/31, p = 0,189), данные различия не достигли статистической значимости.
Заключение. Результаты ретроспективного анализа подтверждают целесообразность и клиническую эффективность пересадки донорской печени после ее транспортировки на расстояния вплоть до 3500 км. Следует принимать во внимание, что при продолжительности холодовой ишемии более 9 ч возрастает риск плохой начальной функции трансплантата.

25-32 454
Аннотация

Актуальность. Гепаторенальный синдром является грозным осложнением у пациентов с циррозами печени и портальной гипертензией. Возникновение почечной дисфункции при его проявлениях в значительной степени влияет на тяжесть состояния, длительность заболевания и сроки выживаемости в период ожидания трансплантации печени.
Цель исследования. Изучить возможности комплексного ультразвукового исследования в оценке нарушений внутрипочечной гемодинамики у пациентов с различными диффузными заболеваниями печени.
Материал и методы. Проанализированы результаты ультразвукового исследования у 167 больных. В первую группу включены 28 больных с подтвержденными диффузными заболеваниями печени вирусной этиологии, не имевшие признаков формирования цирроза, во вторую – 139 пациентов с циррозом печени в исходе диффузных заболеваний печени различной этиологии, а в третью – 137 пациентов, ранее состоявших в группе 2, которым была выполнена ортотопическая трансплантация печени.
Результаты. Выявлено статистически значимое повышение частоты возникновения вторичных нарушений гемодинамики в работе почек у пациентов с циррозом печени, отсутствие зависимости степени их выраженности и частоты возникновения от этиологии заболевания, а также таких маркеров тяжести портальной гипертензии, как спленомегалия, асцит и тромбоз вен воротной системы.
Выводы. Индекс резистентности на ветвях почечной артерии, измеренный методом ультразвуковой допплерографии, обладает определенной прогностической значимостью в отношении гепаторенального синдрома у пациентов с циррозом печени различного генеза. Это также позволяет своевременно выявлять группу пациентов с высоким риском развития тяжелой почечной дисфункции и оценивать эффективность проведенного лечения.

33-39 400
Аннотация

Введение. Одной из актуальных задач современной трансплантологии является поиск биомаркеров для прогнозирования и ранней диагностики дисфункции трансплантата печени.
Цель исследования. Определить биомаркеры дисфункции печеночного трансплантата.
Материал и методы. Обследованы 19 реципиентов печеночного трансплантата и 36 условно здоровых доноров крови. Всем обследованным проводили измерение уровня 7 сывороточных цитокинов методом мультипараметрического флуоресцентного анализа с магнитными микросферами (технология xMAP, Luminex 200, USA). Статистический анализ проводили методами непараметрической статистики. Для определения прогностической значимости теста проводили ROC-анализ.
Результаты. Мы выявили, что уровень интерлейкина-8 был в 3.6 раз выше у реципиентов с дисфункцией трансплантата по сравнению с теми у кого послеоперационный период протекал без осложнений. Диагностическая чувствительность теста составила 75%, специфичность – 91%, а прогностическая ценность отрицательного результата теста – 84,6.
Вывод. Измерение уровня сывороточного интерлейкина-8 является биомаркером раннего прогнозирования развития дисфункции трансплантата печени после трансплантации.

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ И ЛЕКЦИИ 

40-48 366
Аннотация

Актуальность. Вторичная, или функциональная, митральная регургитация является наиболее распространенным осложнением сердечной недостаточности. У 39–74% больных встречается дисфункция одной или нескольких структур митрального клапана, что осложняет течение болезни и существенно ухудшает прогноз у пациентов с дилатацией левого желудочка. Неблагоприятный прогноз у больных при развитии митральной регургитации обусловлен прогрессирующими изменениями, образующими порочный круг: продолжающаяся объемная перегрузка и дилатация левого желудочка вызывают его ремоделирование, приводящее к дальнейшей дилатации кольца митрального клапана. Дисфункции папиллярных мышц приводят к усилению напряжения стенки левого желудочка и усилению митральной регургитации. Клинически этот процесс проявляется прогрессированием застойной сердечной недостаточности и ухудшением прогноза дальнейшего течения, что в последующем может привести к постановке вопроса о включении данной группы пациентов в лист ожидания для трансплантации сердца.
Цель. Целью данной статьи является рассмотрение роли хирургического лечения пациентов с сердечной недостаточностью, осложненной митральной регургитацией.
Выводы. Основными принципами лечения функциональной митральной регургитации являются обратное ремоделирование левого желудочка и реконструкция или протезирование митрального клапана, которые приводят к улучшению качества жизни, переходу пациентов в меньший функциональный класс, уменьшению частоты госпитализаций, а также к регрессии или замедлению прогрессирования сердечной недостаточности и улучшению выживаемости.

49-62 539
Аннотация

В статье изложены основные этапы становления, развития и специализации медицинских учреждений, связанных с заготовкой аллогенных тканей, рассматривается общемировая практика в области тканевых учреждений с учетом медицинских и правовых аспектов. Во второй половине XX в. сложилась тенденция к укрупнению тканевых банков и расширению их функциональных возможностей внутри отдельных государств. Развитие этой тенденции в конце XX – начале XXI в. привело к созданию межнациональных ассоциаций по тканевым банкам. Целью международных ассоциаций тканевых банков является развитие кооперации, стандартизация процедур на всех этапах заготовки тканей, формирование эффективной законодательной базы. В Советском Союзе заготовка донорских тканей получила широкое развитие, однако в 90-е гг. в нашей стране произошло резкое сокращение этой отрасли. К настоящему времени в России заготовка аллогенных тканей ведется всего в нескольких учреждениях, развитие тканевых учреждений затруднено из-за отсутствия адекватной правовой базы. В статье предлагается законодательно разделить понятия «трансплантация органов» и «трансплантация тканей», в качестве примера приводится опыт США в этой сфере.

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ 

63-73 502
Аннотация

Актуальность. Однолетняя выживаемость почечных трансплантатов в настоящее время выросла до 93,4% при трансплантации от трупных и 97,2% – от живых доноров. Своевременное выявление и устранение осложнений после трансплантации почки позволяют улучшить данный показатель.
Цель. Разработать алгоритм диагностики и тактики лечения послеоперационных осложнений при трансплантации почки путем анализа литературных данных и результатов собственного опыта.
Материал и методы. В работу включены 75 больных, которым произведена трансплантация почки от живого донора в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи с марта 2018 по декабрь 2019 г.
Результаты. Предлагаемый авторами алгоритм диагностики и лечения осложнений после трансплантации почки охватывает все послеоперационные осложнения, которые приводят к дисфункции почечного трансплантата, и основан на симптомах, возникающих при появлении определенного осложнения. Основными инструментальными методами в диагностике послеоперационных осложнений являются ультразвуковые и рентгенологические методы исследования. Для определения отторжения трансплантата ключевая роль отводится биопсии донорской почки. Среди 75 больных после трансплантации почки у 23 (30,6%) были выявлены различные ранние послеоперационные осложнения, включающие как хирургические, так и иммунологические. Дисфункция почечного трансплантата согласно лечебно-диагностическому алгоритму послеоперационных осложнений при трансплантации почки была устранена у 17 больных (73,9%) из 23. У 7 реципиентов (9,3%) потеря трансплантированной почки была связана со смертью больного, не зависящей от дисфункции трансплантата. Причиной смерти явились: тромбоэмболия легочной артерии в 2 случаях (2,7%), инфекция и сепсис в результате иммуносупрессии в 2 случаях (2,7%), гиповолемический шок в 2 случаях (2,7%) и острый ишемический инсульт в 1 случае (1,3%). Двум реципиентам была произведена нефрэктомия почечного трансплантата. Причиной нефрэктомии у одного явились сверхострое отторжение трансплантата и аррозивное кровотечение из почечной артерии у второго реципиента. Однолетняя выживаемость составила 90,7%. Предложенный лечебно-диагностический алгоритм показал 95,7% диагностическую ценность в определении возникшего осложнения и 91,3% терапевтического эффекта в устранении дисфункции почечного трансплантата.
Выводы. Своевременное лечение выявленных осложнений позволяет сохранить функционирование трансплантированной почки. Пошаговая дифференциальная диагностика осложнений после трансплантации почки, проводимая согласно предложенному алгоритму, позволяет определить патогенетическую тактику лечения.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ 

74-92 385
Аннотация

В статье впервые введено в научный оборот и проанализировано переведенное авторами на русский язык предисловие В.П. Демихова к его книге «Пересадка жизненно-важных органов в эксперименте», вышедшей в 1967 г. на испанском языке под названием «Transplante experimental de órganos vitales». Судя по упомянутым в тексте фактам, В.П. Демихов написал его в 1966 г., отразив свои взгляды на современное ему состояние и перспективы гомопластической пересадки тканей и органов. Как и в предыдущих работах, в частности, в предисловии к немецкому изданию книги, вышедшей в Берлине в 1963 г., В.П. Демихов обосновал положение о том, что основным условием успешной гомопластической пересадки органов является восстановление в них кровообращения. По его мнению, успех приживления зависит, прежде всего, от идеально выполненного сосудистого шва и немедленного включения пересаженного донорского органа в кровоток организма хозяина, а также от стерильности проведенного вмешательства. Обсудив применение фармакологической иммуносупрессии как метода преодоления биологической несовместимости гомологичных органов при их пересадках, В.П. Демихов указал на токсичность используемых для этой цели препаратов, испытанных им в условиях эксперимента, а также на свои опыты, свидетельствующие о возможности преодоления несовместимости другими методами (подбор донора и реципиента по группам крови, смешивание крови донора и реципиента путем парабиоза и др.). В этом тексте В.П. Демихов вновь упомянул о разработанной им схеме двухэтапной пересадки дополнительного сердца в качестве резервного органа для поддержания функции декомпенсированного сердца больного и назвал основные этапы операции: подсадка на бедренные сосуды (1-й этап) и трансплантация в грудную клетку (2-й этап). Как и в предисловии к немецкому изданию книги, В.П. Демихов подробно рассказал о разработанной им в 1963 г. модели «живой физиологической системы» с целью создания банка реанимированных органов, которые сохраняли бы свою жизнеспособность до пересадки в другой организм. Также были изложены проекты о выращивании органов у новорожденных диэнцефалов для омоложения стариков.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0506 (Print)
ISSN 2542-0909 (Online)