ОТ РЕДАКЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Введение. Саркопения является частым осложнением хронических прогрессирующих болезней печени. В этой связи множество современных научных работ посвящено изучению влияния саркопении на течение заболеваний печени. В то же время множество работ проводится и в отношении корреляционной взаимосвязи саркопении у пациентов с циррозом печени и по частоте ранних осложнений трансплантации печени. В этой связи мы провели собственное ретроспективное исследование корреляционной взаимосвязи саркопении у пациентов c хроническими заболеваниями печени.
Цель. Определить корреляционную взаимосвязь степени саркопении с частотой развития осложнений цирроза печени у пациентов, находящихся в листе ожидания трансплантации печени.
Материал и методы. В собственное ретроспективное обсервационное исследование были включены 87 пациентов, страдающих хроническими заболеваниями печени и проходивших лечение в ГУ «МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии». Оценку саркопении проводили с использованием компьютерно-томографической методики оценки индексированных показателей оценки мышечной массы пациента. Математическую обработку проводили с использованием одобренного FDA ПО OsirixTM (Pixmeo SARL, Швейцария). Исследование проводили в рамках проекта «ClinicalTrials: NCT04281797».
Результаты. Индекс массы тела имеет значимую корреляционную взаимосвязь с наличием саркопении (rpb=-0,48, 95%CI [-0,65;-0,27]). При этом группы пациентов с и без саркопении существенно различались (p<0,0001), (g Хеджеса=-0,93, 95%CI [-1,37;-0,48]). В группах пациентов с различными этиологичесскими факторами хронических заболеваний печени саркопения встречалась чаще всего среди пациентов с аутоиммунными гепатитами, при этом неравномерное распределение по частоте возникновения саркопении в различных нозологических группах носило значимый характер (p=0,028; 2=14,1).
Заключение. Индекс массы тела важен в диагностике прогрессивной потери мышечной массы у пациентов с хроническими прогрессирующими болезнями печени. Однако корреляционная взаимосвязь индексированных показателей скелетной мускулатуры и индекса массы тела существенно отличается между пациентами с саркопенией и без. Кроме того, в нашем исследовании была показана статистически значимая разница возникновения саркопении у пациентов, находящихся в листе ожидания в различных этиологических группах. Таким образом, дальнейшие широкие рандомизированные исследования в указанном направлении сегодня представляются крайне актуальными.
Актуальность. Возврат аутоиммунных болезней печени может привести к снижению выживаемости реципиентов и трансплантатов.
Цель. Изучить частоту и влияние на выживаемость трансплантатов рецидивов аутоиммунных болезней печени; влияние поддерживающей иммуносупрессии на возврат аутоиммунных болезней в трансплантате печени.
Материал и методы. Ретроспективно проанализированы исходы трансплантаций у 111 реципиентов: 21 реципиент, оперированный по поводу аутоиммунного гепатита, 50 реципиентов, оперированных по поводу первичного билиарного цирроза и 40 реципиентов, оперированных по поводу первичного склерозирующего холангита.
Результаты. После трансплантации печени возврат аутоиммунного гепатита наблюдается у 5% пациентов; первичного билиарного цирроза – у 10% и первичного склерозирующего холангита – у 17%. Среди пациентов с рецидивом аутоиммунных болезней мужчины составляли 54%, в то время как в подгруппе пациентов без рецидива – только 31% (p=0,004). Длительность наблюдения за реципиентами с рецидивом (64,5 (42,8;82,0) месяца) была сопоставима с длительностью наблюдения за реципиентами без рецидива (46,5 (17,9;103,5) месяца, p=0,54). Десятилетняя выживаемость трансплантатов была значительно ниже в группе реципиентов с возвратом аутоиммунных болезней по сравнению с реципиентами без рецидива (p<0,0001)
Выводы. Возврат аутоиммунных болезней приводит к снижению выживаемости трансплантатов. Влияния компонентов иммуносупрессии на риск развития рецидива аутоиммунных болезней в трансплантате не установлено.
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
Введение. Поиск методов, способствующих сокращению сроков лечения ожогов и ран донорского поля, в настоящее время остается актуальным.
Цель. Оценить эффективность местного лечения ожогов II–IIIА степени и ран донорского поля повязками на основе аллогенного коллагена I типа.
Материал и методы. За 2018–2021 годы пролечены 434 пациента: 280 пациентам применили коллагеновые повязки (234 – на ожоги II–IIIА степени и 46 – на раны донорского поля), 154 пациента с традиционным лечением составили группы сравнения. Пациенты статистически значимо не различались по возрасту и площади ожогов (общей, поверхностных, глубоких). Повязки на основе коллагена I типа лиофилизированные, стерильные (РУ № ФСР 2009/06370 от 8 декабря 2014), изготовлены в соответствии с ТУ № 9393-002-019670812008 отделением консервирования тканей и производства трансплантатов нашего института. Сравнивали сроки эпителизации ран при применении коллагеновых повязок и традиционном лечении, интенсивности боли в ранах донорского поля по визуальной аналоговой шкале боли.
Результаты. Сроки полной эпителизации ожоговых ран II–IIIА степени были статистически значимо меньше при применении коллагеновой повязки – 10 (7;12) суток, чем без коллагена – 18 (14;20) суток (p<0,001). Сроки реэпителизации ран донорского поля при применении коллагеновой повязки – 9 (8;10) суток – также были статистически значимо меньше, чем при традиционном лечении – 11 (10;12) суток (p<0,001). Интенсивность боли по визуальной аналоговой шкале боли в области ран донорского поля при применении коллагеновой повязки была статистически значимо меньше на 1-е, 4-е и 7-е сутки, чем у пациентов при традиционном лечении (p<0,001, p<0,001, p=0,003 соответственно).
Выводы. Использование коллагеновых повязок для лечения поверхностных ожогов и ран донорского поля сокращает сроки реэпителизации, снижает интенсивность боли в ранах донорского поля. Аппликация повязок на основе аллогенного коллагена I типа является более эффективным методом лечения ожогов II–IIIА степени и ран донорского поля, чем традиционные методы.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Введение. Отравления парацетамолом часто встречаются во всем мире, в том числе и в России. В 20–25% случаев при этом наблюдается прием массивной дозы препарата – более 30–40 г одномоментно.
Цель. Продемонстрировать эффективность применения повышенных доз ацетилцистеина при массивном приеме парацетамола.
Результаты. Пациентка Г., 22 лет, приняла с целью суицида 70 таблеток (35 г) парацетамола за 3 часа до поступления в стационар. Уровень парацетамола в крови через 4 часа после его приема составил 694,94 мкг/мл. При поступлении в стационар было начато введение ацетилцистеина по 12-часовой схеме. Впоследствии продолжено введение ацетилцистеина по 20-часовой схеме с повышенной дозировкой на 2-м этапе. Лабораторные показатели, в том числе уровней в крови аспартатаминотрансферазы и аланинаминотрансферазы, во время нахождения в стационаре оставались в пределах референтных значений.
Заключение. Представленное нами наблюдение показывает эффективность и целесообразность применения повышенных доз ацетилцистеина при массивном приеме парацетамола, что способствует предупреждению тяжелых осложнений, благоприятному течению и исходу заболевания.
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Цель. Оценить влияние применения непрерывной внутривенной инфузии раствора алпростадила на динамику индекса периферического сопротивления артериального кровотока и функцию почечного трансплантата в раннем послеоперационном периоде.
Материал и методы. С июня 2018 по май 2022 г. в ГКБ им. С.П. Боткина были выполнены 278 трансплантаций почки от посмертного донора. У 179 реципиентов, оперированных с июня 2018 по май 2021 г., оценивали значимость интраоперационно определяемого индекса резистентности кровотока в сегментарных артериях почечного трансплантата как предиктора развития его отсроченной функции. В исследование влияния алпростадила включены 32 пациента, разделенные на две группы, равные по возрасту, полу, индексу массы тела. Индекс резистентности в обеих группах составил более 0,85. Во второй группе пациентам назначали постоянную внутривенную инфузию раствора алпростадила в течение первых 3 суток после операции.
Результаты. В ходе ретроспективного анализа было выявлено, что при наличии индекса резистентности более 0,85 шансы развития отсроченной функции почечного трансплантата были в 6,9 раза выше, что было статистически значимым (р=0,001). В группе применения алпростадила отсроченная функция почечного трансплантата развилась у 5 пациентов (27,8%) из 18 по сравнению контрольной группой, где отсроченная функция почечного трансплантата развилась у 9 пациентов (64,3%) из 14, однако без достижения уровня статистической значимости (р=0,072). Медиана времени до нормализации функции трансплантата во второй группе составила 4 (интерквартильный размах: 3–4) сут, в то время как в первой группе – 7 (интерквартильный размах: 5–8) сут (р=0,041). Медиана длительности госпитализации в группе применения алпростадила была статистически значимо ниже, чем в контрольной, и составила 13 (интерквартильный размах: 8–15) койкодней против 17 (интерквартильный размах:15–19) койко-дней (p=0,032).
Заключение. Применение постоянной внутривенной инфузии раствора алпростадила после трансплантации почки у пациентов с высоким интраоперационным индексом резистентности способно безопасно и эффективно привести к снижению индекса резистентности до нормальных значений, ускорить восстановление функции трансплантата и значительно уменьшить частоту отсроченной функции почечного трансплантата, однако необходимы дальнейшие исследования.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ И ЛЕКЦИИ
Статья посвящена обобщению имеющихся данных о Т-регуляторных клетках. Подробно описаны этапы их изучения, развитие, классификация, механизмы иммуносупрессии в общем понимании, а также в аспекте трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток. Рассмотрено влияние иммуносупрессивных агентов на данную популяцию клеток. Раскрыта роль Т-регуляторных клеток в патогенезе как острой, так и хронической реакции «трансплантат против хозяина», а также подробно освещены возможности клинического применения Т-регуляторных клеток (в том числе модифицированных) в рамках профилактики и терапии данных осложнений.
С увеличением популяции пациентов с трансплантированными органами пропорционально высоким стал риск развития онкологических заболеваний, которые становятся причиной не только низкого качества жизни, но и причиной высокой смертности пациентов с пересаженными органами. В обзоре рассмотрены факторы риска, частота и влияние на выживаемость злокачественных новообразований у пациентов с пересаженными органами. Быстрое развитие клинической трансплантологии, использование новых препаратов и схем иммуносупрессии ставят новые задачи перед онкологами и трансплантологами. Анализ частоты онкологической патологии у пациентов с пересаженными органами позволяет сделать вывод о ее влиянии на отдаленный жизненный прогноз и необходимости включения превентивных мер в трансплантационную практику.
Трансплантация аллогенных гемопоэтических стволовых клеток является одним из эффективных методов лечения пациентов с заболеваниями системы крови.
Среди главных показателей успешной трансплантации в таких случаях является установление полного (100%) донорского химеризма. Мониторинг химеризма позволяет оценить не только приживление трансплантата, но и потенциально спрогнозировать риск развития первичной/вторичной несостоятельности трансплантата, вероятность развития рецидива заболевания и реакции «трансплантат против хозяина».
Задачами данного обзора являются: 1) обобщение основных понятий, связанных с химеризмом после трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток, и 2) рассмотрение вопроса о необходимости исследования химеризма в различных клеточных популяциях, а также взаимосвязи химеризма и развития различных иммунологических осложнений.
В преддверии юбилейных дат двух исторических событий: 145-летия со дня экспериментального выполнения фистулы Экка и 55-летия со дня успешной клинической апробации операции селективного дистального спленоренального анастомоза – проведен ретроспективный анализ ключевых исторических этапов развития хирургии портальной гипертензии от первых попыток описания анатомии сосудистой системы печени, объяснения ее предназначения в организме, разработки прямого портокавального соустья, широкого применения селективных спленоренальных анастомозов, до методики Transjugular Intrahepatic Portosystemic Shunt и ортотопической трансплантации печени. При этом внимание сосредоточено на наиболее ярких персонажах исследователей и клиницистов, которые прошли этот путь. Обоснована целесообразность комплексного подхода в решении проблем портальной гипертензии с развитием как фундаментальных, так и прикладных клинических и организационных аспектов. Показано, что открытия, рожденные при обобщении результатов, достигнутых многочисленными исследователями, способствовали лучшему пониманию этой области медицины и стали прочным фундаментом того, что мы имеем сегодня, являясь надежной площадкой для успешного старта в будущее.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
С привлечением архивных документов проведен анализ результатов исследований В.П. Демихова и сотрудников лаборатории по пересадке органов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (далее – Институт) в 1969– 1970 гг. За это время под руководством и при личном участии В.П. Демихова в лаборатории были разработаны:
анатомический метод пересадки сердца и легких в эксперименте и на трупах человека; (2) метод оживления сердца и всего организма человека при помощи прямого массажа и портативного механического сердца, подключаемого к ушкам предсердий; (3) метод пересадки печени в эксперименте и его анатомическое обоснование для внедрения в клинику при печеночной недостаточности; (4) метод оценки функции пересаженного сердца при помощи электрокардиографии; (5) метод пересадки фрагментов тонкой кишки; (6) метод пересадки поджелудочной железы, изолированной или в комплексе с 12-перстной кишкой и печенью, на почечные сосуды;
(7) метод подсадки сердечно-легочного комплекса на периферические сосуды для лечения терминальной сердечно-легочной недостаточности и ряд других. Для экспериментальных исследований применяли методы рентгеноанатомического изучения магистральных сосудов и рентгеновазографии пересаженного сердца. Для пересадки сердца использовали анатомический метод В.П. Демихова и биатриальный метод Lower– Shumway. Для проведения ряда исследований В.П. Демихову удалось привлечь крупные сторонние организации: Красноярский НИИ физики СО АН СССР (создание механического сердца), Пятигорский машиностроительный завод (создание портативного термостата для сохранения оживленных органов), Центральный НИИ туберкулеза МЗ СССР (разработка метода подсадки сердечно-легочного комплекса на периферические сосуды), НИИ полиомиелита (операции на обезьянах). Подчеркнем, что все разработанные методы были рекомендованы автором для их внедрения в клинику. Приведен перечень операций, выполненных в лаборатории по пересадке органов в 1969–1970 гг. Больше всего операций было проведено по пересадке (подсадке) сердечно-легочного комплекса, изолированного сердца и оживления трупного сердца. Отмечено, что помимо тем НИР, включенных в план работы Института, В.П. Демихов разрабатывал много индивидуальных, поисковых тем, включавших пересадки половин туловища, головы, печени, матки, почки и грудины. Все они после своего завершения планировались к внедрению в клинику.
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ
ISSN 2542-0909 (Online)