Preview

Трансплантология

Расширенный поиск
Том 12, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.23873/2074-0506-2020-12-2

ОТ РЕДАКЦИИ 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ 

94-103 818
Аннотация

Актуальность. С каждым годом число пациентов с хронической почечной недостаточностью неуклонно возрастает. Аллогенная трансплантация почки от посмертного донора является радикальным методом коррекции хронической почечной недостаточности, улучшающим качество и продолжительность жизни пациентов. Современные ингаляционные анестетики позволяют легко контролировать глубину анестезии и экскретируются легкими в неизмененном виде, обеспечивая быстрый выход пациента из анестезии и его легкое пробуждение. «Идеальный» ингаляционный анестетик, применяемый при трансплантации почки, должен обладать минимальным количеством неблагоприятных эффектов.

Цель. Сравнение эффективности ингаляционных анестетиков, применяемых для аллогенной трансплантации почки от посмертного донора.

Материал и методы. В рандомизированное проспективное одноцентровое исследование были включены 62 пациента с терминальной стадией хронической почечной недостаточности. Исследуемых разделили на три группы в зависимости от вида применяемого ингаляционного анестетика. В первую группу включены пациенты, которым проводили низкопоточную ингаляционную анестезию десфлюраном, во вторую и третью группы сравнения вошли пациенты, которым в качестве ингаляционных анестетиков применяли севофлюран или изофлюран соответственно. При оценке гемодинамических показателей больше всего эпизодов гемодинамической нестабильности зарегистрировано в группе изофлюрана; наиболее стабильные статистически значимые показатели наблюдались в группе с использованием севофлюрана, а десфлюран занял промежуточную позицию.

Результаты. Применение десфлюрана в качестве наиболее эффективного ингаляционного анестетика при пересадке почки обеспечивает возможности более быстрого восстановления сознания и ранней экстубации пациента, чем при использовании севофлюрана и изофлюрана.

Выводы. Оптимальным ингаляционным анестетиком, применяемым при трансплантации почки, является десфлюран. 

104-111 581
Аннотация

Введение. Развитие инвазивного кандидоза приводит к высокой смертности после трансплантации печени. Выбор эффективного профилактического средства является важной задачей.

Цель исследования. Сравнение результатов профилактики инвазивного кандидоза анидулафунгином и липидной формой амфотерицина В у пациентов высокого риска в раннем послеоперационном периоде после трансплантации печени.

Материал и методы. В исследование включили 80 пациентов, перенесших трансплантацию печени с факторами риска развития инвазивного микоза. Пациенты были разделены на две группы. В 1-й группе (n=40) с целью профилактики назначали анидулафунгин, во 2-й группе (n=40) применяли липидную форму амфотерицина В.

Результаты. Самым распространенным видом Candida spp., выявленных у пациентов в нашем исследовании, ожидаемо являлась Candida аlbicans, при этом ее доля составила значительно меньше половины – 31,2%. Не было зарегистрировано прорыва грибковой инфекции и развития инвазивного микоза ни у одного пациента. В группе 2 статистически значимо чаще использовалась заместительная почечная терапия. В 2 случаях осуществлены отмена липидного комплекса амфотерицина В и конверсия на эхинокандин в связи с появлением нежелательных явлений (озноб и высокая температура), связанных, на наш взгляд, с применяемым лекарственным средством.

Выводы. 1. Для профилактики инвазивного микоза имеются абсолютные показания у пациентов после трансплантации печени с двумя и более факторами риска. 2. Анидулафунгин и липидная форма амфотерицина В эффективны для профилактики и предотвращения «прорыва» грибковой инфекции. 3. Анидулафунгин имеет преимущество перед липидной формой амфотерицина В как более безопасное средство. 

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ И ЛЕКЦИИ 

112-125 787
Аннотация
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 39 миллионов слепых людей. В развивающихся странах заболевания роговицы являются второй по распространенности причиной слепоты. Для множества слепых во всем мире трансплантация роговицы остается единственной возможностью вернуть утраченное зрение. Однако, согласно данным литературы, трупные донорские роговицы представляют потенциальную опасность передачи герпетической инфекции реципиенту при сквозной кератопластике. Известно, что персистенция вируса простого герпеса 1-го типа в донорской роговице способна негативно повлиять на приживление трансплантата вплоть до развития реакции тканевого отторжения. Реактивации латентного вируса простого герпеса способствует множество факторов, большинство из которых имеют место при сквозной кератопластике. Одним из таких факторов является иммуносупрессивная терапия – неотъемлемый элемент фармакологической защиты трансплантата. В случае перехода вируса простого герпеса в репликативную фазу в трансплантате роговицы целесообразно использовать противовирусные препараты. Наибольшее распространение в качестве противовирусных веществ получили препараты фармакологической группы интерферонов и индукторов интерферонов, а также аномальные нуклеозиды. Проведение герпесвирусной деконтаминации на этапе консервации позволит выполнять предоперационную профилактику передачи герпесвирусной инфекции от донора к реципиенту.
126-134 705
Аннотация

Введение. В обзоре обобщены имеющиеся в литературе сведения о клинических и лабораторных показателях, позволяющих прогнозировать развитие операционной толерантности у реципиентов печени после полной отмены иммуносупрессивной терапии.

Цель обзора – выявить возможные биомаркеры толерантности у реципиентов печени с успешной полной отменой иммуносупрессии для последующего внедрения в повседневную клиническую практику. С позиций прогностической значимости оценены клеточные, гуморальные и молекулярные маркеры операционной толерантности реципиентов печени, которым была полностью отменена иммуносупрессивная терапия без развития дисфункции трансплантата. Обоснована необходимость проведения проспективных исследований для выявления биомаркеров, позволяющих до начала или в процессе снижения иммуносупрессии выявить реципиентов печени, у которых возможна полная ее отмена. 

135-142 983
Аннотация
Проанализированы изменения в современной научной литературе и регулирующих документах, касающиеся вопросов инфекционной безопасности донорства органов и тканей. Приведены предложения по изменению существующей практики с учетом новых вызовов. Приведены данные об угрозах для безопасности донорства органов и тканей, связанных с пандемией COVID-19.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ 

143-154 636
Аннотация
Статья посвящена деятельности В.П. Демихова в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в 1964– 1965 гг. 28 мая 1964 г. на биологическом факультете МГУ В.П. Демихов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Но по предложению оппонентов, профессоров П.И. Андросова и А.Е. Гурвича, при повторном голосовании ему была присуждена ученая степень доктора биологических наук. В искомой степени В.П. Демихов был утвержден 12 сентября 1964 г. Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. К сожалению, архивное дело Высшей аттестационной комиссии о защите В.П. Демиховым диссертации утрачено. В статье приведены воспоминания очевидца этой защиты М.М. Разгулова, а также необъяснимые на сегодняшний день факты отсутствия сведений о деятельности В.П. Демихова и возглавляемой им лаборатории по пересадке органов в документах Ученого совета Института им. Н.В. Склифосовского за 1964–1965 гг. Показано, что клиническая трансплантология в СССР началась 15 апреля 1965 г., когда группа хирургов под руководством Б.В. Петровского впервые в стране провела успешную операцию по пересадке почки человеку. В.П. Демихов в этих событиях участия не принимал. В 1965 г. он был занят разработкой проблемы создания банка работающих органов, подключенных к живому организму.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-0506 (Print)
ISSN 2542-0909 (Online)